Сборник электронных пособий по взаимодействию с особым ребенком

В трех методических электронных пособиях представлены теоретические и практические рекомендации по работе с детьми дошкольного возраста трёх нозологических групп: дети с расстройством аутистического спектра, дети с синдромом Дауна, дети с нарушением слуха.

Описан опыт работы педагогов отделения раннего и дошкольного возраста «Шаг навстречу» по организации коррекционно-развивающей образовательной деятельности с учётом закономерных этапов развития ребёнка и особенностей, присущих детям данных категорий.

Пособие адресовано специалистам коррекционных учреждений, служб сопровождения, реабилитационных центров, педагогам и методистам дошкольного образования, специальным педагогам: учителям-логопедам, учителям-дефектологам, педагогам-психологам, студентам учреждений среднего профессионального и высшего образования, обучающихся по профилям «Дошкольное образование» и «Специальное (дефектологическое) образование», а также для родителей, воспитывающих особых детей.

Название пособий:

  • Мир особого ребёнка: теория и практика: методическое пособие / под. ред.
    О.И. Голомазовой. – Чита: ИРО Забайкальского края, 2020. – 131 с.
  • Радость без границ: игровой набор «Дары Фрёбеля» в работе с
    особыми детьми : методическое пособие / под. ред. О.И. Голомазовой. – Чита : ИРО Забайкальского края, 2018. – 44 с.
  • Организация работы по комплексному сопровождению детей инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в отделении раннего и дошкольного детства «Шаг навстречу» в условиях введения ФГОС ДО : методическое пособие / под. ред. О.И. Голомазовой. – Чита : ИРО Забайкальского края, 2015. – 80 с.

Описание
ГОЛОМАЗОВА О.И.

Заместитель директора по дошкольному и дополнительному образованию ГОУ «Забайкальский центр специального образования и развития «Открытый мир», доцент кафедры теории и методики дошкольного и начального образования ЗабГУ

ГОЛОМАЗОВА ОЛЬГА ИВАНОВНА

Автор свыше 40 публикаций в различных сборниках и журналах, в том числе статьи в изданиях, рекомендуемых ВАК.

Автор-составитель 6 методических пособий для студентов и педагогов дошкольных образовательных организаций.

Является соавтором монографии «Модернизация содержания и технологий дошкольного и начального общего образования: вызовы, решения, практики», учебного пособия «Актуальные проблемы дошкольного образования», которое адресовано магистрантам по направлению 44.04.01 «Педагогическое образование» магистерская программа «Дошкольное образование».

Сфера научных интересов: инновации в системе дошкольного образования, в том числе в области коррекционной педагогики, повышение квалификации педагогов дошкольного образования.

Награждена: почётной грамотой Министерства образования и науки Российской Федерации; почётными грамотами Министерства образования, науки и молодёжной политики Забайкальского края; благодарственным письмом Губернатора Забайкальского края.
Пошагово поднималась по карьерной лестнице: воспитатель детского сада, старший воспитатель, заместитель заведующего по учебно-воспитательной работе, методист кафедры дошкольного и начального общего образования Читинского института повышения квалификации работников образования (в 90 – 2000 годы он назывался так), консультант отдела развития образования Министерства образования, науки и молодёжной политики Забайкальского края.

Описание пособий

Голомазова О.И. Радость без границ: игровой набор «Дары Фрёбеля» в работе с особыми детьми

УДК 376.3 ББК 74.3 Р 15

Рекомендовано Редакционно-издательским советом ГУ ДПО «ИРО Забайкальского края» Р 15 Радость без границ: игровой набор «Дары Фрёбеля» в работе с особыми детьми: методическое пособие / под. ред. О.И. Голомазовой. – Чита: ИРО Забайкальского края, 2018. – 44 с.

В методическом пособии представлен опыт работы педагогов ГОУ Забайкальского центра специального образования и развития «Открытый мир» по использованию игрового набора «Дары Фрёбеля» в коррекционно-развивающей деятельности в контексте ФГОС дошкольного образования.

Данное пособие предназначено для специалистов дошкольного образования (учителей-логопедов, учителей-дефектологов, педагогов психологов, воспитателей и методистов), студентов вузов по профилю «Дошкольное образование», а также для родителей, воспитывающих особых детей.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1.Теоретико-методические аспекты педагогики Фрёбеля

1.1.Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной среде

1.2.Коррекционно-развивающая деятельность с детьми, имеющими различные нарушения развития, посредством развивающих дидактических материалов Ф. Фрёбеля

1.3.Применение развивающего материала Ф. Фрёбеля в контексте ФГОС ДО

  • Возможности использования палитры игрового набора «Дары Фрёбеля» в коррекционно-развивающей деятельности специалистов ОРДД «Шаг навстречу»

2.1. Деятельность педагога-психолога (сказкотерапия, социально-эмоциональное и личностное развитие особых детей) в игровых сеансах

2.2. Опыт работы учителя-логопеда по использованию «даров» в совместной деятельности с детьми с ОВЗ

2.3. Дидактические игры в коррекционно-развивающей деятельности учителя-дефектолога

2.4. Игровые наборы Ф. Фрёбеля в работе воспитателя группы кратковременного пребывания

2.5. Использование материалов Фрёбеля с особыми детьми младшего дошкольного возраста

Заключение

Литература

Сведения об автора

Голомазова О.И. Мир особого ребёнка: теория и практика

ББК 74.1 УДК 376 М 63 Рекомендовано Редакционно-издательским советом ГУ ДПО «Институт развития образования Забайкальского края» М 63 Мир особого ребёнка: теория и практика: методическое пособие / под. ред. О.И. Голомазовой. – Чита: ИРО Забайкальского края, 2020. – 131 с.

В методическом пособии представлены теоретические и практические рекомендации по работе с детьми дошкольного возраста трёх нозологических групп: дети с расстройством аутистического спектра, дети с синдромом Дауна, дети с нарушением слуха. Описан опыт работы педагогов отделения раннего и дошкольного возраста «Шаг навстречу» ГОУ Забайкальского центра специального образования и развития «Открытый мир» по организации коррекционно-развивающей образовательной деятельности с учётом закономерных этапов развития ребёнка и особенностей, присущих детям данных категорий.

Пособие адресовано специалистам коррекционных учреждений, служб сопровождения, реабилитационных центров, педагогам и методистам дошкольного образования, специальным педагогам: учителям-логопедам, учителям-дефектологам, педагогам-психологам, студентам учреждений среднего профессионального и высшего образования, обучающихся по профилям «Дошкольное образование» и «Специальное (дефектологическое) образование», а также для родителей, воспитывающих особых детей.

Содержание

Введение

I. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ КОРРЕКЦИИ

РАССТРОЙСТВ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА (РАС) У ДЕТЕЙ

Современные представления об особенностях психического развития детей с

расстройствами аутистического спектра

Коррекционно-развивающие приемы и технологии в работе с детьми, имеющими РАС

Особенности игровой деятельности в коррекции РАС

II. СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДЫ КОРРЕКЦИОННОРАЗВИВАЮЩЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ,

ИМЕЮЩИМИ НАРУШЕНИЯ СЛУХА

Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с нарушением слуха

Особенности обучения детей с нарушением слуха

Содержание коррекционно-развивающей образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушения слуха

III. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕННИЯ

ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ ДАУНА

Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с синдромом Дауна

Коррекционно-развивающие приёмы обучения детей с синдромом Дауна

Особенности социальной адаптации детей с синдромом Дауна

IV. ИГРЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СПЕЦИАЛИСТАМИ ОТДЕЛЕНИЯ

РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ДЕТСТВА «ШАГ НАВСТРЕЧУ», В

КОРРЕКЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ОСОБЫМИ ДЕТЬМИ

Игры, развивающие навыки самообслуживания

Игры для развития навыков взаимодействия с людьми

Игры на развитие общей моторики

Игры на развитие речи и слуховое внимание детей

Игры и игровые упражнения на развитие логического мышления

Игры с песком

Игры на коррекцию агрессии

V. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЕЙ,

ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С РАС, НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА И

СИНДРОМОМ ДАУНА

Заключение

Литература

Приложения

Голомазова О.И. «Организация работы по комплексному сопровождению детей инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в отделении раннего и дошкольного детства «Шаг навстречу» в условиях введения ФГОС ДО»

ББК 74.3 УДК 373.25 + 376.24 О 64 Рекомендовано к изданию Редакционно-издательским советом ГУ ДПО «Институт развития образования Забайкальского края

Организация работы по комплексному сопровождению детей инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в отделении раннего и дошкольного детства «Шаг навстречу» в условиях введения ФГОС ДО: методическое пособие / под. ред. О.И. Голомазовой. – Чита: ИРО Забайкальского края, 2015. – 80 с.

Методическое пособие составлено для педагогов, работающих с детьми инвалидами и детьми с ОВЗ, с учётом профессиональных трудностей, возникающих у них при определении целей, структуры и содержания планирования работы с детьми данной категории в условиях введения ФГОС ДО. В нём даётся понятийный аппарат, освещаются нормативно-правовые и методические аспекты, предлагаются практические материалы, наработанные педагогами отделения раннего и дошкольного детства «Шаг навстречу» ГОУ «Центр образования» для детей-инвалидов Забайкальского края. Пособие рекомендуется педагогам, работающим с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья, а также родителям, воспитывающим особых детей.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

  • Нормативно-правовые и методические аспекты работы с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья

1.1. Актуальность функционирования отделения раннего и дошкольного детства «Шаг навстречу», создания, в том числе, групп кратковременного пребывания для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья

1.2. Условия для осуществления комплексного сопровождения особых детей

1.3. Технологии и методики, применяемые в рамках образовательной деятельности

  • Особенности коррекционно-развивающей работы в отделении раннего и дошкольного детства «Шаг навстречу» в соответствии с ФГОС ДО

2.1. Планирование образовательной деятельности в группе кратковременного пребывания для особых детей: этапы и принципы

2.2. Взаимодействие субъектов образовательных отношений в рамках реализации ФГОС ДО

2.3. Оценка уровня развития ребенка для «включения» в систему коррекционно-развивающего обучения

  • Система индивидуального сопровождения детей-инвалидов и детей с ОВЗ в образовательном пространстве отделения раннего и дошкольного детства «Шаг навстречу» с учетом ФГОС ДО

3.1. Индивидуальная программа развития детей-инвалидов и детей с ОВЗ

3.2. Распределение обязанностей между субъектами образовательных отношений, участвующих в системе сопровождения детей-инвалидов и детей с ОВЗ

3.3. Создание поддерживающего здоровье сберегающего образовательного пространства в отделении раннего и дошкольного детства «Шаг навстречу» с учетом ФГОС ДО

  • Взаимодействие с родителями, имеющими детей-инвалидов и детей с ОВЗ

Заключение

Литература

Приложение 1. Карта первичного обследования ребенка

Приложение 2. Лексические темы для комплексно тематического планирования образовательной деятельности на 2014-15 уч. год

Приложение 3. Структура непосредственно образовательной деятельности

Приложение 4. Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности

Приложение 5. Карта комплексного психолого-педагогического обследования детей-инвалидов

Приложение 6. Фотопанорама развивающей предметно пространственной среды ОРДД «Шаг навстречу»

УЗНАТЬ ПОДРОБНЕЕ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *