В трех методических электронных пособиях представлены теоретические и практические рекомендации по работе с детьми дошкольного возраста трёх нозологических групп: дети с расстройством аутистического спектра, дети с синдромом Дауна, дети с нарушением слуха.
Описан опыт работы педагогов отделения раннего и дошкольного возраста «Шаг навстречу» по организации коррекционно-развивающей образовательной деятельности с учётом закономерных этапов развития ребёнка и особенностей, присущих детям данных категорий.
Пособие адресовано специалистам коррекционных учреждений, служб сопровождения, реабилитационных центров, педагогам и методистам дошкольного образования, специальным педагогам: учителям-логопедам, учителям-дефектологам, педагогам-психологам, студентам учреждений среднего профессионального и высшего образования, обучающихся по профилям «Дошкольное образование» и «Специальное (дефектологическое) образование», а также для родителей, воспитывающих особых детей.
Название пособий:
- Мир особого ребёнка: теория и практика: методическое пособие / под. ред.
О.И. Голомазовой. – Чита: ИРО Забайкальского края, 2020. – 131 с. - Радость без границ: игровой набор «Дары Фрёбеля» в работе с
особыми детьми : методическое пособие / под. ред. О.И. Голомазовой. – Чита : ИРО Забайкальского края, 2018. – 44 с. - Организация работы по комплексному сопровождению детей инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в отделении раннего и дошкольного детства «Шаг навстречу» в условиях введения ФГОС ДО : методическое пособие / под. ред. О.И. Голомазовой. – Чита : ИРО Забайкальского края, 2015. – 80 с.
Описание
ГОЛОМАЗОВА О.И.
Заместитель директора по дошкольному и дополнительному образованию ГОУ «Забайкальский центр специального образования и развития «Открытый мир», доцент кафедры теории и методики дошкольного и начального образования ЗабГУ
ГОЛОМАЗОВА ОЛЬГА ИВАНОВНА
Автор свыше 40 публикаций в различных сборниках и журналах, в том числе статьи в изданиях, рекомендуемых ВАК.
Автор-составитель 6 методических пособий для студентов и педагогов дошкольных образовательных организаций.
Является соавтором монографии «Модернизация содержания и технологий дошкольного и начального общего образования: вызовы, решения, практики», учебного пособия «Актуальные проблемы дошкольного образования», которое адресовано магистрантам по направлению 44.04.01 «Педагогическое образование» магистерская программа «Дошкольное образование».
Сфера научных интересов: инновации в системе дошкольного образования, в том числе в области коррекционной педагогики, повышение квалификации педагогов дошкольного образования.
Награждена: почётной грамотой Министерства образования и науки Российской Федерации; почётными грамотами Министерства образования, науки и молодёжной политики Забайкальского края; благодарственным письмом Губернатора Забайкальского края.
Пошагово поднималась по карьерной лестнице: воспитатель детского сада, старший воспитатель, заместитель заведующего по учебно-воспитательной работе, методист кафедры дошкольного и начального общего образования Читинского института повышения квалификации работников образования (в 90 – 2000 годы он назывался так), консультант отдела развития образования Министерства образования, науки и молодёжной политики Забайкальского края.
Описание пособий
Голомазова О.И. Радость без границ: игровой набор «Дары Фрёбеля» в работе с особыми детьми
УДК 376.3 ББК 74.3 Р 15
Рекомендовано Редакционно-издательским советом ГУ ДПО «ИРО Забайкальского края» Р 15 Радость без границ: игровой набор «Дары Фрёбеля» в работе с особыми детьми: методическое пособие / под. ред. О.И. Голомазовой. – Чита: ИРО Забайкальского края, 2018. – 44 с.
В методическом пособии представлен опыт работы педагогов ГОУ Забайкальского центра специального образования и развития «Открытый мир» по использованию игрового набора «Дары Фрёбеля» в коррекционно-развивающей деятельности в контексте ФГОС дошкольного образования.
Данное пособие предназначено для специалистов дошкольного образования (учителей-логопедов, учителей-дефектологов, педагогов психологов, воспитателей и методистов), студентов вузов по профилю «Дошкольное образование», а также для родителей, воспитывающих особых детей.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1.Теоретико-методические аспекты педагогики Фрёбеля
1.1.Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной среде
1.2.Коррекционно-развивающая деятельность с детьми, имеющими различные нарушения развития, посредством развивающих дидактических материалов Ф. Фрёбеля
1.3.Применение развивающего материала Ф. Фрёбеля в контексте ФГОС ДО
- Возможности использования палитры игрового набора «Дары Фрёбеля» в коррекционно-развивающей деятельности специалистов ОРДД «Шаг навстречу»
2.1. Деятельность педагога-психолога (сказкотерапия, социально-эмоциональное и личностное развитие особых детей) в игровых сеансах
2.2. Опыт работы учителя-логопеда по использованию «даров» в совместной деятельности с детьми с ОВЗ
2.3. Дидактические игры в коррекционно-развивающей деятельности учителя-дефектолога
2.4. Игровые наборы Ф. Фрёбеля в работе воспитателя группы кратковременного пребывания
2.5. Использование материалов Фрёбеля с особыми детьми младшего дошкольного возраста
Заключение
Литература
Сведения об автора
Голомазова О.И. Мир особого ребёнка: теория и практика
ББК 74.1 УДК 376 М 63 Рекомендовано Редакционно-издательским советом ГУ ДПО «Институт развития образования Забайкальского края» М 63 Мир особого ребёнка: теория и практика: методическое пособие / под. ред. О.И. Голомазовой. – Чита: ИРО Забайкальского края, 2020. – 131 с.
В методическом пособии представлены теоретические и практические рекомендации по работе с детьми дошкольного возраста трёх нозологических групп: дети с расстройством аутистического спектра, дети с синдромом Дауна, дети с нарушением слуха. Описан опыт работы педагогов отделения раннего и дошкольного возраста «Шаг навстречу» ГОУ Забайкальского центра специального образования и развития «Открытый мир» по организации коррекционно-развивающей образовательной деятельности с учётом закономерных этапов развития ребёнка и особенностей, присущих детям данных категорий.
Пособие адресовано специалистам коррекционных учреждений, служб сопровождения, реабилитационных центров, педагогам и методистам дошкольного образования, специальным педагогам: учителям-логопедам, учителям-дефектологам, педагогам-психологам, студентам учреждений среднего профессионального и высшего образования, обучающихся по профилям «Дошкольное образование» и «Специальное (дефектологическое) образование», а также для родителей, воспитывающих особых детей.
Содержание
Введение
I. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ КОРРЕКЦИИ
РАССТРОЙСТВ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА (РАС) У ДЕТЕЙ
Современные представления об особенностях психического развития детей с
расстройствами аутистического спектра
Коррекционно-развивающие приемы и технологии в работе с детьми, имеющими РАС
Особенности игровой деятельности в коррекции РАС
II. СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДЫ КОРРЕКЦИОННОРАЗВИВАЮЩЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ,
ИМЕЮЩИМИ НАРУШЕНИЯ СЛУХА
Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с нарушением слуха
Особенности обучения детей с нарушением слуха
Содержание коррекционно-развивающей образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушения слуха
III. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕННИЯ
ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ ДАУНА
Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с синдромом Дауна
Коррекционно-развивающие приёмы обучения детей с синдромом Дауна
Особенности социальной адаптации детей с синдромом Дауна
IV. ИГРЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СПЕЦИАЛИСТАМИ ОТДЕЛЕНИЯ
РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ДЕТСТВА «ШАГ НАВСТРЕЧУ», В
КОРРЕКЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ОСОБЫМИ ДЕТЬМИ
Игры, развивающие навыки самообслуживания
Игры для развития навыков взаимодействия с людьми
Игры на развитие общей моторики
Игры на развитие речи и слуховое внимание детей
Игры и игровые упражнения на развитие логического мышления
Игры с песком
Игры на коррекцию агрессии
V. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЕЙ,
ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С РАС, НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА И
СИНДРОМОМ ДАУНА
Заключение
Литература
Приложения
Голомазова О.И. «Организация работы по комплексному сопровождению детей инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в отделении раннего и дошкольного детства «Шаг навстречу» в условиях введения ФГОС ДО»
ББК 74.3 УДК 373.25 + 376.24 О 64 Рекомендовано к изданию Редакционно-издательским советом ГУ ДПО «Институт развития образования Забайкальского края
Организация работы по комплексному сопровождению детей инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в отделении раннего и дошкольного детства «Шаг навстречу» в условиях введения ФГОС ДО: методическое пособие / под. ред. О.И. Голомазовой. – Чита: ИРО Забайкальского края, 2015. – 80 с.
Методическое пособие составлено для педагогов, работающих с детьми инвалидами и детьми с ОВЗ, с учётом профессиональных трудностей, возникающих у них при определении целей, структуры и содержания планирования работы с детьми данной категории в условиях введения ФГОС ДО. В нём даётся понятийный аппарат, освещаются нормативно-правовые и методические аспекты, предлагаются практические материалы, наработанные педагогами отделения раннего и дошкольного детства «Шаг навстречу» ГОУ «Центр образования» для детей-инвалидов Забайкальского края. Пособие рекомендуется педагогам, работающим с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья, а также родителям, воспитывающим особых детей.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
- Нормативно-правовые и методические аспекты работы с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья
1.1. Актуальность функционирования отделения раннего и дошкольного детства «Шаг навстречу», создания, в том числе, групп кратковременного пребывания для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья
1.2. Условия для осуществления комплексного сопровождения особых детей
1.3. Технологии и методики, применяемые в рамках образовательной деятельности
- Особенности коррекционно-развивающей работы в отделении раннего и дошкольного детства «Шаг навстречу» в соответствии с ФГОС ДО
2.1. Планирование образовательной деятельности в группе кратковременного пребывания для особых детей: этапы и принципы
2.2. Взаимодействие субъектов образовательных отношений в рамках реализации ФГОС ДО
2.3. Оценка уровня развития ребенка для «включения» в систему коррекционно-развивающего обучения
- Система индивидуального сопровождения детей-инвалидов и детей с ОВЗ в образовательном пространстве отделения раннего и дошкольного детства «Шаг навстречу» с учетом ФГОС ДО
3.1. Индивидуальная программа развития детей-инвалидов и детей с ОВЗ
3.2. Распределение обязанностей между субъектами образовательных отношений, участвующих в системе сопровождения детей-инвалидов и детей с ОВЗ
3.3. Создание поддерживающего здоровье сберегающего образовательного пространства в отделении раннего и дошкольного детства «Шаг навстречу» с учетом ФГОС ДО
- Взаимодействие с родителями, имеющими детей-инвалидов и детей с ОВЗ
Заключение
Литература
Приложение 1. Карта первичного обследования ребенка
Приложение 2. Лексические темы для комплексно тематического планирования образовательной деятельности на 2014-15 уч. год
Приложение 3. Структура непосредственно образовательной деятельности
Приложение 4. Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности
Приложение 5. Карта комплексного психолого-педагогического обследования детей-инвалидов
Приложение 6. Фотопанорама развивающей предметно пространственной среды ОРДД «Шаг навстречу»